Новая Госдума и новый имидж. Статья Евгения Ревенко
Новости из Госдумы все больше свидетельствуют о стремлении нижней палаты парламента превратиться в уважаемый в обществе и работоспособный институт. То есть выполнить задачу, обозначенную новоиспеченным спикером Вячеславом Володиными поддержанную не только «Единой Россией», но и многими депутатами других фракций.
Целеполагание отразилось даже на стиле. Дума ушла от традиционного ремонта кабинетов начальства, замены мебели и пересмотра меню в депутатской столовой. Масса «приятных вещей» так и не случилась. И это оправдано. «Единая Россия» получила конституционное большинство прежде всего для выполнения своей предвыборной программы. Все, что отвлекает от такой работы, только вредит.
Поэтому главные изменения коснулись регламента. Чтобы 225 одномандатников имели возможность работать в своих округах - ввели региональную неделю. В свою очередь, число пленарных заседаний оставили прежним (шесть в месяц), но их разбили не по три пленарки в неделю, а по две. Получается, что, если депутат раньше мог совершенно спокойно гулять полмесяца, даже не показываясь на Охотном Ряду, теперь он обязан отработать все четыре недели.
Вторым нововведением стал запрет голосовать по доверенностям и на заседаниях, и в комитетах при обсуждении законопроектов. Таким образом, если рассматривается важный проект, депутату придется присутствовать как на слушаниях в профильном комитете, так и на пленарном заседании Госдумы.
Еще одной мерой по укреплению депутатской дисциплины стало введение штрафов за пропуск заседаний по неуважительной причине. Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов и глава думского комитета по регламенту Ольга Савастьяноваподготовили законопроект, который предусматривает штраф в размере 60 тысяч рублей за пропуск каждого пленарного заседания. Напомню, что депутат получает 360 тысяч рублей в месяц, всего в месяце 6 пленарок, и, пропустив их все по неуважительной причине, народный избранник рискует просто остаться без зарплаты. А систематические прогулы могут стоить и мандата. Благо прецеденты уже есть - 10 июня 2016 года Госдума лишила депутатства Илью Пономарева за «систематическое неисполнение своих обязанностей», то есть за прогулы пленарных заседаний более чем за месяц.
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) об этих думских нововведениях знают более половины россиян. Введение штрафов за прогулы поддержали 90 процентов опрошенных. 79 процентов согласны с тем, чтобы депутаты обязательно голосовали сами, не передоверяя эту миссию коллегам. А 64 процента уверены, что штрафы сократят думские прогулы в значительной или незначительной мере. Пессимистов оказалось менее четверти - 23 процента.
В то же время 75 процентов опрошенных поддержали думский курс на плюрализм. По итогам выборов «Единая Россия» могла претендовать на руководство всеми комитетами. Тем не менее половину их отдали другим фракциям. В парламенте «должны быть представлены разные мнения», - отмечают респонденты ФОМ.
Иными словами, граждане страны ждут от парламента согласования интересов различных слоев российского общества. А от депутатов - личной вовлеченности в законотворческую деятельность, ответственной и эффективной работы.
Поэтому наряду с укреплением дисциплины руководство Госдумы говорит о необходимости усиления депутатского контроля и повышении самостоятельности депутатского корпуса. Для реализации данной задачи планируется снизить административное давление на парламентариев со стороны не уполномоченных на то отраслевых лоббистов и некоторых чрезмерно рьяных чиновников.
А для укрепления связи с избирателями предполагается обязать народных избранников лично рассматривать обращения с мест и лично отвечать на них. Соответствующие поправки в регламент уже поддержаны профильным комитетом Госдумы и вскоре будут вынесены на пленарное заседание.
У депутата Госдумы не должно быть мысли о том, что мандат - это синекура. Как законодатель он обязан иметь возможность и желание разбираться в тех законах, которые он принимает. Как народному представителю ему необходимо предоставить время для работы в округах, стимулировать депутатскую активность по реагированию на запросы и просьбы населения. Клеймо «принтера», одобряющего любые решения, спущенные сверху, очевидно, не устраивает ни самих депутатов, ни их избирателей.
Кстати, еще в сентябре деятельность Госдумы одобряли 39,7 процента опрошенных ВЦИОМ, доля недовольных достигала 42,8 процентов. А уже в октябре позитивную оценку парламенту дали 45,5 процентов, в то время как число относящихся к нижней палате с неодобрением снизилось до 34,8 процентов. Цифры говорят сами за себя.