Образование в вузе: услуга или нет? Статья Андрея Исаева
Сегодня многие представители педагогического сообщества все чаще поднимают вопрос о необходимости исключения слова «услуга» из законодательства о высшем образовании.
Напомню, что в августе 2021 года во время встречи Президента с представителями общественности был поднят вопрос повышения престижа работы учителя и недопустимости приравнивания труда педагогов к «услуге». В тот же день Владимир Путин на заседании Госсовета поручил скорректировать законодательство и убрать данный термин.
В конце июня прошлого года закон, который устраняет понятие «образовательной услуги» в отношении школ и средних специальных учебных заведений, был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, 14 июля соответствующий документ подписал Президент.
Но данное понятие сохраняется сегодня в законодательстве о вузах. Нам представляется это в корне неправильным, и дело носит не только моральный, этический характер, как в ситуации со школами.
Если получение высшего образования рассматривается в качестве предоставления образовательных услуг, то вузы оказываются в крайне сложной ситуации, связанной с нерадивыми студентами, которые обучаются платно. В том случае, если эти студенты за плохую успеваемость либо за грубое нарушение устава образовательного учреждения будут отчислены из соответствующего вуза, то они сохранят возможность на основании закона «О защите прав потребителей» подать в суд и истребовать внесенные за обучение деньги.
Такая практика является крайне порочной, поскольку деньги после получения от учащихся закладываются в бюджет вуза: они уже могут быть направлены на оплату труда преподавателей, проведение лабораторных работ и так далее.
Фактически, чтобы решить эту проблему, высшее учебное заведение вынуждено перекладывать выпадающие расходы на плечи добросовестных учащихся, завышая для страховки плату за обучение.
Либо вуз вынужден мириться с нерадивыми студентами и не отчислять их, чтобы не оказаться в подобной ситуации. Это значит, что, в конце концов, дипломы получат люди, которые этим дипломам совершенно не соответствуют. И особенно печально, если речь идет о врачах и инженерах, от чьих профессиональных знаний зависят наши жизнь, здоровье и безопасность.
Добавлю, что по сути образовательная деятельность не является возмездным оказанием услуг, и студент вуза не может быть при этом заказчиком и потребителем услуги, субъектом гражданско-правовых отношений. Студент получает образование не только в своих личных интересах, но и в интересах общества и государства, в отличие от потребителя, приобретающего товары или услуги для личных бытовых нужд.
Кроме того, между учащимся и учителем нет того равенства, которое является важнейшим принципом в гражданско-правовых отношениях. Педагог не только в доступной форме доводит знания до учащихся, но и контролирует процесс усвоения информации, корректирует этот процесс, оценивает его итоги. Такая оценка сама по себе уже является средством воздействия на ученика или студента. Помимо этого, учителя могут применять дисциплинарные санкции, морально влиять на учащихся и их родителей, поэтому педагог и студент заведомо находятся не в том положении, как поставщик и потребитель услуг.
В связи с этим несколько месяцев назад к нам обратились ректоры ряда вузов, ученые и эксперты, которые настаивают на том, чтобы понятие образовательной услуги не применялось в отношении высшего образования. Мы планируем внести соответствующий законопроект в Госдуму уже в текущую весеннюю сессию.