Дмитрий Семенов: «Маркетинг не должен строиться в ущерб правам потребителей»
В конце прошлой недели в сети Интернет появился ряд публикаций о том, как в одной известной торговой сети ценник на товарах стали называть «информационным рекламными листами» и в достаточно пренебрежительной форме отзываться о профильных контрольно-надзорных органах.
«Мы с коллегами по проекту обратились в нашу юридическую службу с просьбой дать оценку подобным действиям магазина. Вольная интерпретация действующего законодательства недопустима, а маркетинговые изыскания продавцов не должны нарушать права потребителей и создавать конфликтные ситуации. Да, отрасль пострадала от ограничений, введённых с связи с пандемией COVID-19, но, равно как и сами покупатели», - отметил координатор федерального проекта Партии «Единая Россия» «Народный контроль» во Владимирской области Дмитрий Семенов.
Согласно требованиям, установленным действующими законодательными и нормативными актами, покупатель имеет право получить полную и достоверную информацию о товаре, который он планирует приобрести.
Согласно пункту 1 статьи 495 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ: «Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации».
В пункте 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» указано: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации».
А пункт 11 статьи 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» содержит подпункт: «Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
· наименование товара;
· место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
· сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
· сведения об основных потребительских свойствах товара;
· сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
· правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
· гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
· срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
· цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
· Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом)».
«Если потребитель сталкивается с ситуацией, когда его законные права нарушены, то он прежде всего пишет обращение в магазин, причём это можно сделать в Книге отзывов и предложений. Ответ должен поступить в течение 10 календарных дней. Если ответ не удовлетворил, не разрешил сложившуюся ситуацию и не восстановил права потребителя, необходимо обратиться в Территориальное Управление Роспотребнадзора, подробно изложив суть ситуации вместе с имеющимися материалами, в том числе жалобой и ответом магазина», - добавил Дмитрий Семенов.